Деятельность Григория Михайловича Фихтенгольца в Ленинградском университете
продолжалась более сорока лет. Почти все ленинградские математики были
в какой-то степени учениками Г.М.Фихтенгольца. Среди тех, кто в разное
время слушал его лекции С.Л.Соболев,
Л.В.Канторович,
П.Я.Полубаринова-Кочина, В.А.Амбарцумян, С.А.Христианович, Д.К.Фаддеев,
И.П.Натансон, Б.А.Венков,
С.М.Лозинский,
Б.З.Вулих, Н.П.Еругин, М.К.Гавурин, А.Г.Пинскер,
Н.А.Лебедев и многие другие видные советские математики. Основанная Г.М.Фихтенгольцем
кафедра математического анализа и теперь
включает ряд его учеников. Григорий Михайлович был ее заведующим до своей
вынужденной отставки в1953 году.
Г.М.Фихтенгольц был основателем ленинградской школы теории функций
вещественной переменной. Эта школа ведет свою историю от его магистерской
диссертации по теории интеграла, защищенной в 1918 году. Серия работ по
метрической теории функций выдвинула его в первые ряды работавших в этой
области математиков. Среди его зарубежных корреспондентов в те годы
Фр.Рисс, Д.Витали, Ш.Валле-Пуссен и др.
В 1934 году совместной статьей Г.М.Фихтенгольца и Л.В.Канторовича
начались ленинградские исследования по функциональному анализу. В эти годы
Григорий Михайлович опубликовал несколько работ, которые выделялись необычной
для того времени постановкой задачи: в них изучались функционалы, непрерывные
относительно существенно неметрической сходимости. Последующее развитие
функционального анализа подтвердило важность подобных исследований.
Многие годы в университете работал семинар
по функциональному анализу, руководимый Г.М.Фихтенгольцем и Л.В.Канторовичем.
Этот семинар был центром ленинградских исследований по функциональному
анализу; в нем выросло несколько поколений математиков.
Григорий Михайлович любил педагогический труд во всех его формах и старался
большую часть своих сил отдавать воспитанию молодежи. Он был одним из организаторов
советского Педагогического института; много работал со школьниками,читал
для них лекции, руководил в тридцатых годах составлением школьных программ.
Именно Григорий Михайлович был в 1934 году инициатором первой в СССР математической
олимпиады. Наибольшую славу Григорию Михайловичу принес курс анализа, который
он читал в Университете более 30 лет. В нашей стране и за ее пределами
широко известны книги, написанные на основе этого курса. Трехтомный "
Курс
дифференциального и интегрального исчисления" представляет собой блестяще
написанную энциклопедию математического анализа. Однако, как ни хороши
эти книги, они не дают полного представления о педагогическом мастерстве
автора. Григорий Михайлович был на кафедре подлинным художником. Без преувеличения
можно сказать, что каждая его лекция для студентов, для школьников или
учителей была педагогическим шедевром. Даже классная доска к концу лекции
выглядела как произведение искусства.
За легкостью и блеском лекций Г.М.Фихтенгольца скрывался огромный труд.
После сорока лет преподавания он продолжал тратить многие часы на подготовку
к лекциям, обдумывая каждое слово. Точно так же он относился к экзаменам.
Он был непревзойденным экзаменатором, строгим и доброжелательным одновременно.
С величайшим напряжением, не пропуская ни одного слова, он выслушивал студента,
как бы сбивчиво и бессвязно тот не отвечал. Необыкновенная добросовестность,
работоспособность и чувство ответственности дополняли талант Григория Михайловича,
были наиболее характерными чертами.
Возврат к первой странице
Дата обновления: 17.09.97